Внутри каждого из нас живут три разные личности: Родитель, Взрослый и Дитя. Эта концепция была разработана Эриком Берном, психологом. Понимание этих трех состояний ума помогает нам лучше осознавать наши мысли, чувства и поведение. А также помогает сделать выбор профессии. Берите ручку и записывайте.
Родитель – это та часть нас, которая содержит набор установок, ценностей и реакций, усвоенных от наших собственных родителей и других значимых взрослых в детстве. Когда мы ведем себя как Родитель, мы склонны поучать, морализировать и судить.
Родитель может быть:
“Критикующим” – осуждающим, придирающимся и навязывающим правила.
“Заботливым” – поощряющим, дающим совет и опеку.
Дитя – это спонтанная, импульсивная, креативная и эмоциональная часть нас. Это наш внутренний ребенок, который любит играть, фантазировать и искать удовольствия. Дитя может быть:
“Естественным” – открытым, спонтанным и непосредственным в выражении эмоций.
“Приспособленным” – адаптирующимся к требованиям родителей и подавляющим истинные чувства.
Взрослый – это рациональная, объективная и уравновешенная часть личности, которая собирает и оценивает информацию, решает проблемы и принимает зрелые решения. Это наша способность здраво мыслить, сохранять хладнокровие и учитывать реальность.
Так вот, каждое из этих состояний имеет свои плюсы и минусы. Проблемы возникают, когда одно из них доминирует слишком сильно. А кто-то и вовсе оказывается забыт.
«А как это связано с выбором профессии?» спросите вы.
При выборе профессии многие из людей ориентируются только на Взрослого и Родителя. Практически не учитывая внутреннего Ребёнка. Но ведь именно ребенок дает нам энтузиазм в том, что мы делаем на работе. Когда наше внутреннее «Хочу этим заниматься» наполняет рабочие будни яркими красками. Это, знаете, такое ощущение, когда после отпуска мы бежим с радостью на работу, потому что соскучились. Когда мы просыпаемся с любопытством и внутренним оптимизмом спешим приступить к своим должностным обязанностям. Это когда мы приходим домой не как «выжатый» лимон, а рассказывая с упоением близким и друзьям о том, над чем работаем.
И вот самое удивительное, что когда рассказываешь о таком клиентам, что это вообще-то должно быть нормой в жизни каждого, они удивляются «Разве так возможно?»
Как вы думаете, что происходит в ребенком в реальном мире, если ему очень не хочется чего-то делать либо он сильно устал, либо ему грустно?
Правильно: он может заболеть, начать капризничать, плакать, хотеть есть вкусняшки. Ровно то же самое и с внутренним ребенком. Он также грустит, глаза перестают гореть, если его внутренний Родитель и Взрослый говорит «Надо идти на нелюбимую работу», начинает болеть – отсюда, как правило, у работающих людей частые больничные.
Разве честно по отношению к внутреннему ребенку проявлять насилие?
Почему в реальности мы так со своими детьми не поступаем, холим их, лелеем, а к своему внутреннему Дитю не прислушиваемся?
Вот вам задание для самоанализа. Проанализируйте свою работу для того, чтобы увидеть, сколько места отведено Взрослому, сколько Родителю, а сколько Дитю?
Пример для должности МЕНЕДЖЕР ПО ПЕРСОНАЛУ. У вас будут свои функции и роли.
Анализ данных (статистики, отчетов, метрик) – это функция Взрослого. Взрослый собирает объективную информацию, изучает факты, оценивает ситуацию рационально и беспристрастно.
Контроль исполнения регламентов и инструкций – это Родитель, следящий за соблюдением норм и правил.
Наставничество, обучение – функция Родителя, передающего свой опыт и знания в дидактической манере.
Поощрение/дисциплинарные взыскания – проявление авторитарного Родителя.
Организация корпоративных мероприятий – задача Дитя, стремящегося к развлечению и разнообразию.
Разработка HR-стратегии, системы мотивации – работа Взрослого, выстраивающего цели и решающего задачи.
Прием на работу/увольнение – решение преимущественно Взрослого на основе всестороннего анализа ситуации.
Проведение собеседований – может быть делом как Взрослого, так и Родителя или Дитя, в зависимости от вашего стиля их проведения.
Ведение переговоров – требует спокойствия и рационализма Взрослого. Командообразование (тимбилдинг) – совмещение элементов Взрослого (постановка целей команды), Родителя (задание правил взаимодействия) и Дитя (создание творческой атмосферы).
Если получилось, что в вашей работе совсем нет места внутреннему Ребенку, то, возможно, пришло время разобраться с этим вопросом?
Либо самостоятельно, либо обратившись к нам в сервис по профориентации «ТОЧКА ВЫБОРА».
Забродская Анна,
карьерный консультант, основатель онлайн сервиса по выбору профессии и построению карьеры «ТОЧКА ВЫБОРА».