Кто это: Отвечает за то, чтобы сотрудники профессионально росли и приобретали новые навыки, необходимые для бизнеса.
Чем занимается:
- Разрабатывает стратегию обучения: «Через год нам понадобится 100 дата-аналитиков – кого переобучаем, за сколько месяцев?»
- Разрабатывает учебные программы: от адаптации новичков до подготовки руководителей высшего звена
- Выбирает форматы обучения: внутренние тренинги, внешние курсы, наставничество, онлайн-платформы
- Управляет бюджетом: распределяет денежные средства между различными отделами и программами по обучению
- Оценивает эффективность: «Окупились ли курсы по продажам? Выросла ли прибыль после обучения менеджеров?»
- Создаёт корпоративный университет: системы оценки знаний, сертификации, карьерного роста
Плюсы и минусы:
Плюсы:
- Видишь, как люди растут и развиваются благодаря твоей работе
- Творческий подход к созданию программ обучения
- Работа с передовыми методиками развития людей
Минусы:
- Давление ROI (коэффициент окупаемости): необходимо доказать, что обучение окупается прибылью
- Сопротивление сотрудников: «Некогда учиться, надо работать»
- Ответственность за провал дорогостоящих программ обучения
- Постоянная гонка за новыми трендами в обучении
- Не всегда можно оценить реальный эффект от обучения
Кому подходит:
- Любишь учиться сам и помогать развиваться другим
- Разбираетесь в разных стилях обучения и можете подобрать подходящий подход
- Видите связь между навыками сотрудников и результатами бизнеса
- Умеете структурировать знания и создавать логичные программы
- Следите за трендами в сфере образования
- Терпеливы, готовы ждать долгосрочных результатов от обучения
- Любите аналитику и умеете оперировать цифрами
Кому точно не подходит:
- Ты не веришь, что взрослых можно переучить
- Раздражают люди, которые не хотят учиться
- Хотите быстрых и очевидных результатов от работы
- Не готовы постоянно обновлять свои знания в области педагогики
Для взрослых, смена профессии.
Опыт работы в сфере образования, тренингов, HR
Можно начать с бизнес-тренера или методиста. Ключевые навыки: педагогика для взрослых + аналитика + понимание бизнеса
Как примерить на себя/для подростка:
Представь, что ты создаёшь школу дополнительного образования на базе обычной школы. Ты решаешь, какие кружки и курсы нужны ученикам: программирование, ораторское искусство, финансовая грамотность. Находишь преподавателей, составляешь расписание занятий. Следишь за тем, чтобы ученики постоянно получали новые знания. Проводишь экзамены после курсов, проверяешь, усвоили ли они материал. Отчитываешься перед директором: сколько человек прошли обучение, как это повлияло на учеников, стоило ли тратить деньги на эти курсы. Цель — сделать так, чтобы все в школе развивались и становились лучше.
Маркеры для профориентолога. Клиенту подходит роль директора по обучению, если он:
- Имеет педагогическое образование или серьезный опыт в корпоративном обучении и развитии персонала
- Понимает современные методы обучения: знает про онлайн-платформы, геймификацию, микрообучение
- Аналитически оценивает эффективность: может измерить ROI от обучения (оценить как обучение повлияло на бизнес показатели компании)
- Стратегически связывает обучение с бизнес-целями: понимает какие навыки нужны для развития компании (а не просто учим, чтобы хорошо провести время)
- Может управлять бюджетами на обучение и развитие персонала (финансовая грамотность)
- Системно организует процессы: может выстроить обучение поэтапно – от выявления потребностей до оценки результатов
- Коммуникативно силен: может убедить руководство в важности инвестиций в развитие персонала
- Готов к операционной работе: также может лично проводить тренинги или координировать внешних тренеров

